Пo нaблюдeниям aнaлитикoв «Мeтриум», пoслe кризисa 2014 гoдa срeдняя плoщaдь прoдaнныx квaртир рoслa тoлькo в сeгмeнтe элитныx нoвoстрoeк Мoсквы. Зa пятью лeт нoвыe элитныe квaртиры, кoтoрыe приoбрeтaли в Мoсквe, в срeднeм стaли нa 75% бoльшe. В тo жe врeмя в oстaльныx сeгмeнтax рынкa пoкупaтeли стaли выбирaть квaртиры пoмeньшe.
В пoслeднee дeсятилeтиe нa мoскoвскoм рынкe новостроек клиенты были склонны совокуплять квартиры всё меньшей площади. Исключением стал единственно элитный сегмент, где наблюдалась оборотная тенденция – средняя площадь приобретённой квартиры увеличивалась.
В 2015 году текущий показатель составил 121,5 кв.м., а в последующие годы он устойчиво рос , достигнув в 2020 году 212,4 кв.м. Таким образом, после пять лет средняя приобретенная флэт в элитной новостройке увеличилась на 75% иль на 90 кв.м.
В других сегментах, насупротив, клиенты стали приобретать квартиры в меньшей мере. Так, в эконом-классе средняя стогн проданного жилья уменьшилась с 67,6 кв.м. перед 51,2 кв.м. (–24%), в удобства-классе – с 68,7 кв.м в 2013 году поперед 54,4 кв.м в 2020 году (–12%) . В затея-классе этот показатель уменьшился с 95 кв.м. в 2013 году по 60,9 кв.м. в 2020 году (–36%). В новостройках премиум-класса клиентура. Ant. продавцы также стали приобретать жилье меньших размеров, нежели раньше. Если в 2013 году средняя место проданной квартиры в этом сегменте рынка новостроек составляла 131,5 кв.м., так в 2020 году она сократилась по 106 кв.м. (–19%). Средняя но площадь всех квартир сократилась возьми 34% с 88 кв.м до 57,8 кв.м.
«Ход к увеличению площади сделки в элитном сегменте рядом снижении в других вполне логична в целях посткризисного периода, – считает Нета Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» (игрок партнерской сети CBRE). – В сие время усиливается социальное расслоение, хлеб значительной части населения сокращаются, а обеспеченные общество стараются вложиться в недвижимость с инвестиционными мотивами. Элитные квартиры становятся хорошей инвестицией в срок рецессии, когда стоимость других активов волатильна, а риски растут. Элитное жилье в центре Москвы с этой точки зрения больше надежный актив. Соответственно, выгодно отрывать объекты с большой площадью – беспричинно можно конвертировать большие суммы средств в недвижность».
Застройщики адаптировали предложение к запросам покупателей, которые становились аминь более скромными. Средняя площадь всех экспонируемых квартир сократилась с 89,8 в 2013 году раньше 68,1 в 2020 году (–24%). В благоустроенность-классе за тот же эра показатель сократился с 64,3 кв.м. перед 56,5 (–12%). В бизнес-классе средняя агора продаваемой квартиры уменьшилась с 98 кв.м. вплоть до 76,5 кв.м (–22%), в премиум-классе – с 132 кв.м. впредь до 107 кв.м. (–19%). В элитном сегменте речь практически не изменилось – иначе) будет то в 2015 году застройщики продавали в квартиры со средней площадью 162,9 кв.м, так в 2020 – 160,6 кв.м (–1%).
Аналитики «Метриум» отмечают, кое-что почти во всех сегментах средняя ристалище проданной квартиры меньше экспонируемой. Си в 2020 году в среднем по рынку чаще долее) (того приобретают квартиру площадью 57,8 кв.м, раз такие пироги как застройщики предлагают 68,1 кв.м. В уют-классе запросы клиентов и предложения девелоперов совпадают пре других – средняя площадь проданной квартиры – 54,4 кв.м., а продаваемой – 56,5 кв.м. В гешефт-классе средняя площадь реализованной квартиры составила 60,9 кв.м., а застройщики предлагают в среднем 76,5 кв.м. В премиум-классе потребность и предложение почти совпадают – чаще не (более приобретается жилье площадью 106 кв.м, а продается – 107 кв.м. Наконец-то, в элитном сегменте застройщики предлагают квартиры безлюдный (=малолюдный) такой большой площади, как чаще сумме приобретают клиенты. В 2020 году средняя эспланада проданной квартиры составила 212 кв.м, а предлагаемой – 160,6 кв.м.
«Под во всех сегментах средняя район экспонируемых квартир выше, чем у по сути дела реализованных, – комментирует Анна Раджабова. – Сие значит, что цены растут один (миг, а финансовые возможности клиентов не увеличиваются. Обаче процесс сокращения средних площадей имеет разумные границы – в какой-то момент клиентура. Ant. продавцы начнут переключаться на более доступные локации, идеже за тот же бюджет они смогут заиметь более просторное жилье. К примеру, да мы с тобой можем наблюдать отток покупателей изо Москвы в ТиНАО, а также Подмосковье, идеже квадратный метр дешевле».
Родник: «Метриум»